четверг, 7 февраля 2013 г.

достоевский в современном мире сочинение

Кто-то из друзей писателя посоветовал пригласить стенографистку и надиктовать ей текст романа. Так Достоевский и поступил (в то время профессия стенографа была внове и в Петербурге совсем недавно открылись женские курсы стенографии). По рекомендации пригласили лучшую выпускницу курсов стенографии Анну Григорьевну Сниткину (впоследствии она стала женой Достоевского и верной подругой писателя, наделенного одной из самых трагических в истории русской литературы судеб).

В силу разных причин (затянувшаяся болезнь, необходимость постоянно решать финансовые проблемы Достоевский принял на себя долги умершего брата) работа над романом совершенно застопорилась. Угроза попадания в «литературное рабство» становилась все более реальной. Своим друзьям Достоевский говорил, что написать новый роман как законченное литературное произведение за столь короткий срок (до сдачи романа в печать по условиям договора оставалось менее месяца) уже не реально.

По кабальному договору с петербургским издателем Стелловским писатель был обязан к определенному сроку подготовить совершенно новый роман. В противном случае Достоевский утрачивал навечно свои права на переиздание созданных к тому времени литературных произведений.

Один из самых необычных романов Достоевского роман «Игрок». В жизни писателя он имеет, без преувеличения, «судьбическое» значение.

Задолго до Александра Солженицына и его знаменитого «Архипелага Гулаг» Достоевский не только возвысил свой голос, защищая право человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях, на человеческое достоинство и уважение к своей личности. Достоевский на множестве примеров конкретных человеческих судеб убеждает, что волей случая на каторге оказался цвет русского народа, наиболее деятельная и предприимчивая его часть. Поэтому у читателя вслед за автором справедливо возникает вопрос, каковы же те социальные обстоятельства, которые столь безжалостно и бесповоротно маргинализуют и выбрасывают за круг привычной жизни сотни тысяч одаренных русских людей?

Каторжному опыту Достоевского русская литература обязана появлением «Записок из Мертвого дома» пронзительного документа эпохи, рассказывающего о людях и нравах, существующих на царской каторге.

Один из наиболее проницательных исследователей творчества Достоевского Василий Розанов пишет, что для Достоевского «библейские образы это ведь только величайшее обобщение фактов, до какого могли додуматься история и философия» и далее «Пальмовые ветви и белые одежды» это только жажда радости и света для миллионов задавленных существ» (Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. С.-Петербург: Изд-во М.В.Пирожкова, 1906. С. 38).

Достоевский-философ «мыслил» евангельскими образами. Они составляли для него привычное концептуальное и проблемное поле при исследовании социальных проблем современной истории. С их помощью писатель моделировал самые различные сферы действительности от социально-политической до морально-психологической.

Евангельские тексты служили Достоевскому источником своеобразного «исторического» материала для построения картин гармоничного общества будущего, в которых самым тесным образом переплелись научные предвидения, интуитивные догадки, художественные образы, наконец, аллегорические евангельские образы и ситуации.

Другой особенностью творческого метода Достоевского было активное использование библейских и евангельских сюжетов. (Причиной этого, видимо, стало то обстоятельство, что в течение долгих лет каторги единственной книгой, которую разрешалось иметь каторжанам, была Библия).

Хорошо известны обстоятельства его литературного дебюта. Прочитав за ночь в один присест рукопись начинающего автора, молодой литератор Григорович ворвался к Виссариону Белинскому с криком «новый Гоголь явился». И действительно, роман «Бедные люди» произвел фурор в читающей публике, а имя автора стало знаменитым. Достоевский стал известным писателем в 24 года.

В литературу он вошел как последователь Н.В.Гоголя (о своем литературном поколении он говорил, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя»). В этом смысле творческий метод писателя близок реализму. Сам же Достоевский говорил о себе как о реалисте в «высшем смысле», поскольку высшей реальностью для него была жизнь духа.

Достоевский один из немногих известных писателей 19 века, который профессионально занимался художественной литературой и публицистикой, то есть жил на средства, заработанные литературным трудом.

Литературное творчество Ф.М.Достоевского

Если же дать наиболее общую характеристику его творчества, то несомненно, что Достоевский это гениальный исследователь человеческих феноменов, вскрывающий психологические мотивы поступков и исследующий мировоззренческие основы поведения современного «цивилизованного» человека, находящегося в условиях «переходного общества».

Оказалось, что Достоевский не только яркий писатель, современный двадцатому столетию по методу своего художественного творчества, но и мыслитель, создатель оригинальной философско-исторической системы, творец геополитических построений, философ морали и тонкий психолог.

После смерти Ф.М.Достоевского, последовавшей в феврале 1881 года (всего за несколько недель до политического убийства российского императора – реформатора Александра II), читающая Россия признала гениальность писателя. Весь остальной мир открыл для себя русского гения в двадцатые годы прошлого столетия.

21.03.2010Достоевский и современный мир

Подписка на новости

Достоевский и современный мир

Комментариев нет:

Отправить комментарий